Главная
Статьи
Расчет зданий
Самодельные станки
Свойства бетона
Монтаж специальных сооружений
Строительная физика
Строительное проектирование
Штукатурные работы
Строительные конструкции
Строительные материалы из отходов
Дом и дача
От посетителей
|
Перейти на главную Журналы строительное проектирование Введение метрической сис1е.мы мер положило конец >тим методам измерения. Поэтому мы должны попытаться составить себе насколько возможно подробное и точное представл&ше также и об этом новом масштабе. Име1шо так поступают архитекторы, обмеряя помещение собственного жилища, чтобы яснее представить себе размеры проектируемых ими з.ааиип. Каждый изучающий архитектуру должен прежде всею научиться правильно оценивать размеры помещений и их обстановки с тем, чтобы при изображении и назначении раз.меров любого предмета, помещения или здания зрительно представлять их истинную величину. Правильное понятие об истинных размерах предмега, будь то в натуре или на рисунке, мы получаем только тогда, когда рядом с ним видим человека. Для нашею времени характерно, что на иллюс!рациях в специальных журналах здания и помещения чаше всего изображаются без людей, и это обычно дает неправильное представление о действительных размерах зданий, которые в натуре значительно меньше, чем выглядят на бумаге. В зтом я вижу основную причину нередкого в наше время отсутствия сораз.ч(ерности между зданиями, поскольку авторы проектируют их. пользуясь раигичными случайными масштабами, забывая о том, что ешнственно правильная мера всех масштабов человек. Проектировщику необходимо знать, откуда возникли применяемые им основные размерности Он до.тжен знать, каковы соотношения отдельных частей тела нормального физически развитого человека и какое пространство ему необходимо при раз.шчиых положениях и в движении. Он должен знать раз.меры предметов домашнего оби.чода. одежды и дру1их, окружающих его предметов, чтобы правильно назначать размеры необходимых для них хранилищ, емкостей и мебели. Он должен знать величину свободных проходов между мебелью в кухне, столовой, библиотеке и т.п., чтобы обеспечить удобные условия домашней работы и жизни без излишнего увеличения объема помещений. Он до.тжен знать, как целесообра«ю расставить мебель, чтобы обеспечить человеку наиболее удобные условия труда и отдыха. Наконец, он должен знать наименьшие размеры средств транспорта, которыми че.ювек пользуется ежедневно: железнодорожных и гра.мвайиых вагонов, автомобилей и т. п.. имея ясное представление о типичных для них минимальных величинах, он часто бессознательно использует их при назначении размеров других помещений. Но человек это не просто физическое те.по, занимающее определенное пространство. Не менее важна забота о его физическом и психологическом комфорте, так как планировка помещений, их окраска, освещение, меблировка и оборудование оказывают на человека значительное влияние. Исходя из этих соображений и наблюдений, я еще с 1926 г. начал собирать соответствующие материалы из своей мноюсто-ронней строительной практики и педагогической деятельности. На этой основе и разработано предлагаемое справочное пособие, где человек принят за исходную меру всех вещей и за основной масштаб для разработки проектов зданий и их элемен- тов. Многие из рассмотренных в khhic принципиальных вопросов впервые исследуются и разрабатьгеаются во взаимосвязи между собой. В книге широко представлены новейшие достижения совре-ме1шой строительной техники, а также действующие в ФРГ нормы и стандарты. Текст ограничивается изложением лишь наиболее существенных да1Шых: он подробно поясняется, а иногда и вообще заменяется наглядными иллюстрапия.ми. Таким образом, проектировщик найдет здесь в кратком из-южении и в определенной последовательности все основные сведения и нормативы, необходимые дтя работы. Главное внимание уделено изложению окончательных выводов, основных положении и относящихся к ним сведений. Примеры осуществленных проектов приводятся только в качестве необхо.цимых иллюстраций к основному содержанию книги. Если не считать обязательных для каждого проекта нормативных данных, задания на проектирование всегда отличаются друг от друга и архитектору в каждом случае приходится изучать новые стороны вопроса и искать новые творческие решения. Такой путь яв.11яется единственно жизненным и полностью отвечает духу времени. Примеры осуществленных проектных решений мо1ут"толкнуть проектировщика на легкий путь их копирования. В лучшем случае они создают определенные представления, от которых при решении новых задач бьшает очень трудно отказаться. Если же вооружить архитектора только исходными данными и нормами по основным вопросам, то он полностью направит свои творческие усилия на разработку самостоятельного проектного замысла, в котором отдельные частные вопросы получат свое комплексное разрешение. В заключение замечу, что каждый раздел кнши предста-в.тяет собой систематизированный свод необходимых данных по вопросам строительного проектирования, проверенных на опыте наиболее удачных современных построек либо на моделях. Основная цель настоящею труда-избавить проектировщика от самостоятельных поисков и сбора этих данных, предоставить ему больше времени ;гля разработки его основной творческой задачи. 1 1 е: "1 E Пршорчии человека (соппаелеио на опцуве исаедтаний Л. Цейзии1-а} ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем канон Поликлета, который долгое время был общепризнанным, знаем исследования Альберти, Леонардо да Винчи, Ми-келанджело и ученых Средних веков, и среди них прежде всего широко известный труд Дюрера. В этих исследованиях размеры человеческого тела определялись по отношению к размеру головы, лица или столы; позднее эти основные величины получили дальнейшее членение и были приведены в такое соотношение между собой, что получили всеобщее применение в качестве единиц измерегшя. «Стопа» (фут) и «локоть» coxpaHHjnicb в качестве общеупотребительных мер длины вплоть до нашего времени. Система пропорций, разработанная Дюрером, получила всеобщее признание. За ее основу Дюрер принял рост человека (й), подразделив его на следующие элементы: ,/ верхняя половина icia oi iаЛ)бедренн01 о сустава до темени; /4/1 д.цша Н01 н о1 лодыжки до колена и расстояние oi тюлбородка до пупка; fh д.11ина стоны; Ve размер головы oi макушки до низа подбородка, расстояние между соска.ми: /io~Pa4Mep лица (ю высоте и по ширине (включая уши), длина кисти руки от запястья; Viji ширина лица (на уровне кончика носа), толщина ноги (по лодыжке) и т.д. Членение доведено до роста че1ювека. Исследования прошлого столетия и в первую очередь А. Цейзтпа, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения, BHCcJm большую ясность в этот вопрос. К сожалению, эта работа не привлекала к себе должного внимания, пока Э. Мес-сель не подкрепил своими исследованиями выводы Цейзинга. Архитектор Ле Корбюзье начиная с 1945 г. неизменно применяет во всех своих проектах систему пропорций, основанную на правилах золотого сечения и названную им «модулор», В этой системе за основные размеры приняты: рост человека 1.829 м, высота до пупка 1,1.30 м и т.д. (см. с. 30). ЧЕЛОВЕК И ЗАНИМАЕМОЕ ИМ МЕСТО
I-аь -I e7S -1 --62S--1 700 -1 --«75--1 I-- 500 -1 I- 300 -4 I---«75 -1 875 -1 СИДЯ В кресле свдя на стуле за обеденным столом 900-1000 СИДЯ на мягком стуле за завтраком или за столиком для шитъя свдя на стуле за тасьменным столом [ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 |