www.chms.ru - вывоз мусора в Люберцах


Почему витражи поражают или древнее искусство в интерьере


Панно в интерьере - модно, роскошно и практично


Наливные полы с 3D-эффектом - современное чудо дизайна


Что такое морской стиль и как его применить для оформления дома?


Почему эклектика в интерьере так популярна?

Перейти на главную  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124

АКУСТИКА

Хорошая слышимость-одно из важнейших требований, которому должны удовлетворять помещения для собраний, концертов и т.д. Это требование можно считать выполненным, если в любой точке помещения воспринимается без искажения звук, возникший в другой точке (без эхо и с благоприятной длительностью реверберации).

Слышимость зависит от: I) формы помещения; 2) его размеров; 3) конструктивного решения; 4) размещения источника звука; 5) вре.мсни реверберации.

1. Форма помещения. Благоприятна прямоугольная или трапециевидная форма плана. В последнем соучае направление звука должно совпадать с высотой трапеции (рис. 5).

Неудовлетворительны в акустическом отношении помещения квадратной, круглой и овальной формы в плане, покрытия в виде выгнутых поверхностей большого размера (купола, цилиндрические своды и т.п., концентрирующие отраженные звуковые волны), экранирующие гюверхности (ярусы с большим выносом, глубокие ниши и т. п, рис. 2. 3).

Благоприятны для слышимости поднимающиеся от сцены ряды .мест, членения поверхностей стен и потолков (если это не создает экранирования размеще1шых под ними мест и не поглощает звуковых колебаний высокой частоты-обертонов).

2. Размеры лимешений. Предел слышимости обычной речи по ее направлению нахо,чится между 20 и 36 м, в стороны - 13 м. в обратном направлении - Юм.

Предельные объемы помещений без привлечения технических средств усиления звука (громкоговорителей, отражателей и т.п.): для драматических представлений - до 18000 м, для музыкальных мероприятий - до 30000 м*. Высота помещений желательна не более 8 м. Отношение высоты помещений к их дли-

не и ширине желательно принимать 2 :3 :5 и I : 1/2 :1/ 4, а также по соотношениям, близким к золотому сечению, например 3:5:8.

3. Конструктивное решение. Массивные потолки и стены, как правило, менее благоприятны в акустическом отношении, чем резонирующие облицовки на относе (из дерева или искусственных плит). При устройстве систем отопления и вентиляции следует избегать восходящих токов теплого воздуха на пути звука от источника к слушателям.

Для задних стен зрительного зала, в покрытиях куполов, барьеров ярусов лож следует применять звукопоглощающие материалы (см. с. 95. табл. 1).

Размещение дополнительных мест в проходах и подъем рядов от сцены благоприятно влияют на акустику зала. Превышение рядов с местами для зрителей на 8 см (по французским нормам) обеспечивает каждому зрителю хорошую слышимость (рис 4).

4. Размещение источника звука. Источник звука следует по возможности размещать у жесткой в акустическом отношении стены; при большой высоте помещения рекомендуется устраивать акустический козырек.

Несколько источников звука следует сосредоточивать в ОД1ЮМ месте; громкоговорители для воспроизведения речи размещают в помещениях не дальше 34 м, для музыки не дальше 24 м от источника звука.

5. Время реверберации. Явление реверберации возникает при отражении звуков ограждающими поверхностями помещений. Слушатель воспринимает это явление как затухание звуков. Явление, при котором отраженный звук воспринимается во времени огделыю от прякюго звука (когда длина пути отраженного звука > 34-24 м), называется эхо. Следовательно, с увеличением размеров помещений время реверберации возрастает.

Начичие эхо является недостатком акустики гюмещений. но реверберация при определенной продолжительности даже желательна (см. с. 94, рис. 1).

Пучок лучей от источника звука:

I. Законы отражения пучка лучей


Повсрхиость

Плоская

Выпуклая

Вогнутая

Отражение

Рефтскирустся

Дмстерпруется

Фокус ирусгся

Бс! И1МСНС1(НЯ

Увеличивается

Умеиьш«тся



4. Размещение мест в гршпегьноч 3a.te с поапоянной величиной П1кеьш1ения рядов обеспечивает беспрепят1»тенное восприятие звука. D=Scm -иоапояннам вемчина

* л--а - п-подиум



5. План и paipei канцертнаги jam Нзейе-зь в Парижг. 127 г.

J. Вогнутая поверхность повкчка с авуетичегвоЛ точки зрения неблагоприятна



X Ломаный прафшь потолка создает раенолгерное риспреАе leuue звука

Ь. /71.111 U ризре-i зала чРЫзаз фесзниваь кип» в Лондоне зархшк Р. Мзтпзьш),

mi..




церкви, соборы

залы, концертные залы

оперные театры варьете драматические театры звуковое кино

танцевальные залы

культовые сооружения

помещения .для музыкальных меропри-ятий

помещения для речевых меропри-ятий

объем помещений, м

аудитории

Указанное время реверберации должно выдерживаться при g частотах в диапазоне g SOO-1000 Гц.

Допустимый разброс значений -«10%

I. }«1ы блшоприятно/о >/w.whu рекрберации а помещениях при их полном юполие-нии (по TuHxaytyt

приходящая звуковая волна


проникающие или вызванные колебанием стены звуковые волны

отраженная звуковая волна

2. Прохождени* мукшпб знергии через стену

звуковые волны, поглощенные стеной

звуковые волны, распространяющиеся по стене



3. Пористая обяичоеха стены

4. Попетая облицота с перфорированным покрытием

5. Акус

отверстиями


Время реверберации можно регулировать путем изменения размеров помещения и применения звукопоглощающих материалов (п. 2). Для каждого помещения существует оптимальное время реверберации, которое зависит от объема и назначения помещения (речь или музьпса).

Разборчивость речи в залах также зависит от времени реверберации. С увеличением объема зала должно возрастать и время реверберации на 0.5-1 с. Для концертных залов объемом от 2000 до 14000 м принимают среднее значение времени реверберации -1.7 с. Время реверберации почти полиостью зависит от поглощения звуков наполняющей зал публикой: объем зала принимают из расчета минимально 6-7 м на I место; оптимальный объем зала 8-9 м иа I место. Для усз ранения колебаний длительности реверберации в зависимости от заполнения зала следует применять кресла с мягкой обивкой сиденья, которая соответствует по звукопоглощающей способности одному зрителю.

Время реверберации определяют по формуле Целлера i - V/6A, где V-объем зала, м*; .-суммарная поверхность звукопоглощения зала, м.

Поверхность звукопоглощения А определяется как сумма составляющих of", где а коэффициент звукопоглощения; f-площадь соответствующего участка; А = ZdF, подсчитанных для всех внутренних поверхностей помещения.

Поглощение звука. Звуковые волны, встречая на своем пути стены или другие предметы, частично ими отражаются (причем угол падения равен углу отражения), частично поглощаются (с преобразованием звуковой энергии в тепловую) и частичтю проникают сквозь преграду (рнс. 2).

Для расчета звукопоглощения пользуются коэффициентами, имеющими определенное значение для различных материалов.

В качестве звукопоглощающих материалов могут служить:

пористые материалы, звукопоглощающая способность которых повышается с увеличением частоты звучания (рис. 3). Для поглощения звуков тэкой частоты следует применять рыхлые волокнистые материалы, укладывая их слоями достаточно большой толшины (too мм). Жесткие волокнистые плиты обладают низкой звукопоглощающей способностью, а при толщине свыше 10 мм вообще не оказывают влияния. Включение воздушных прослоек путем, например, крепления пористых материалов по обрешетке повышает их эффективность. При их покраске не следует применять красители, создающие плотный слой:

перфорированные плиты (рис. 4). Наиболее эффективны плиты с отверстиями диаметром 4 мм и расстоянием между ними 10 мм (площадь отверстий 13%). Применяют древесноволокнистые плиты толщиной 3-S мм, а также гипсовые плити; для потолков и при лучистом отоплении используют перфорированные металлические листы;

слсшпльиые акустические плиты. Кроме дырчатых плит (4410 отверстий на 1 м) применяют плиты с бороздами («Аку-сти-Целотекс»), а в последнее время сплошные асбестовые, ми-нераловатные и стекловатные плкты (рис. 5, 6):

тонмм плиты - мембраны, которые свободно крепятся к стене на относе; под действием звуковых воли они приходят в колебательное движение и поглощают звук. Частота собственных колебаний таких мембран зависит от их массы, способа крепления, материала и толщины воздушной прослойки между мембраной и стеной (рнс. 7);

резонаторы в помещениях специального назначения (радиостудии и т. п.), например целевые резонаторы с применением декоративной обработки кромок (рис. 8, 9).

Тембр звука. Во избежание искажения тембра звучания необходимо тщательно подбирать материалы для отделки помещений. Пористые материалы поглощают в большей степени звуки высоких частот, плотные материалы - звуки низких частот (см. с. 95).

7. М ибрана по обрешетке 8. Pe-tonanop 9. ЩелевЫг резонатор Ге9шмголы4а




I. Аудиторил в Кембридже, штат Массачусетс. СШ.<. Архит. Caapimeii-Ртрп и план на уровне верхнего u нижнего эа;ш

Мощность источника звука

Каждому источнику звука соответствует максимально допустимый объем помещения. С увеличением объема помещений возрасгает площадь ограждений и, следовательно, степень поглощения звука, что снижает ею громкость.

На силу звука и длительность реверберации влияют звукопоглощающие материалы, выбор которых зависит от того, с каким видом звука приходится иметь дело: с воздушным (с. 88, 89), корпусным (с. 92), ударным (с. 79, 89), шумами или вибрацией (с. 89).

Источник звука

Максимальный объем

помещения, м"

Человеческий голос

3000

Сольный инструмент, вокалист

10 000

Симфонический оркестр

20 000

Большой хор

60 ООО

Диффузия

Отраженные стенами звуковые волны должны создава1ь диффузное зву-ковое поле, поэтому надо избегать параллельных плоскостей. Необходимо предусматривать членение плоскостей и придавать им изломы, линейные размеры которых должны быть порядка I м.

К проектированию крупных сооружений с залами и павильонами следует обязательно привлекать специалистов-акустиков.

TiCjimui I. Велмчим коэффициента мукопоглошсн» а и«которык ptcnpoctpjmuihux «««рвало». По «Слриочиику по строительным митсрнллам» ДАНныч проф. Э. Ммхсля

Нависпованне

а) Пористые а»унопоглощ«ю1цие н

ВоЯлочныс ылты no дранке То ж*, нв отиосе

Стскловолокннстые стеганые моты Древесыоволокннгтые эолящимные олиты (средние значения)

Легкое изоляционные плнты (средине ма

чсния)

То же

Рыхл1я шлаковата

Резоннруютиг эвукологлощакмцме материалы

Алюнннневвя фольга С1екло в okdhimx переплетая Упаковочная бумага Клееная фанере Клеенкв в) Man

нут

помещений

Сплошная облицовка полированным есте стветшм кам1км, например мрамором Водная поверхность плавательных Сассей

Листовом металл, например, латунь Бетон

Известковая штукатурка по кладке, гладкая

Гйпсивая штукатурка по кладке, гладкая Линолеум, наклеенный на сплошную подго товку

Кирпичная кладка, неоштукатуренная Шероюватая известковая штукатурка по дранке кли сетке

Обои, нак-чеенные по слою газетной Суыаги Нскусствеииыг каменные матервалы Ремновый пол по сплошной подготовке Дошатая h.iu филенчатая обшия-.в

г) Декоративные ткани

Бяаь. миткаль [масса SO г/м) ХлопчатоСумажнаи ткань (масса 0,5 кг/н) Копровая дорожка Лекор«тнвный ковер Шерстяной кивер юлщнной 5 мы д> Предметы люди, находящиеся в noheuuhmi

Подушки с обивкой из тонких тканей Стул гнутый

Стул. снл«нь« и спинка обиты нсвусстяеа-иой кожей

То же. с обивкой велюром

Мужчин*

Женщина

Толшнна,

1,6 1.5 3

IS 5

0..3

Удаление от стеки.

Коэффициент звукопогло-Шеноя О яв1 мповерх-ностн для частот, Гц

Ки-ффиин*"" эвукоизоляинн на 1 шт-

2048

0.08

0.38

0.7S

0.2Б

0.68

0.35

0.15

0.35

0.55

0,S5

0.45

0.22

0.58

0,45

0.45

0.28

0.02

0.0в

0.48

0,15

0.2S

0.18

0,05

0.О1

0.01

0.015

0.00в

0.013

0.02

0.021

0.015

0.004

0.01

0,016

0,023

0.018

0.018

0,032

0.013

0,02

0,04

0,02

0,03

0.04

0.024

0.031

0.043

0.02

0.034

0028

0.02

0,04

0.04

0.02

0,06

О.ОГ

0.04

0,08

0.03

0,098

0.082

0,019

0.13

0,02

0.С6

0.27

0.0S

0.42

0,15

0.52

0.07

0.138

0,132

0.014

0,016

0,019

0.130

С, 149

0.066

0.28

0,28

0,344

0.21

0,71

0.12

0,37

0,62

Таблица 2. Допустимый уровень громкости шумов в помещениях различного назначения (по Дюрхамиеру)

Назначение помещеиня

Фоны

Студня звукового кино Радностудня Палаты в больницах Музыкальные классы Жилые комнаты, номера гостиниц, небольшие конторские помещения

Драматические театры, классы, аудитории, библиотеки

Кинотеатры, небольшие магазины одежды

Крупные конторские помещения (без приема посетите

лей)

Крупные конторские помещения с приемом посетителей, банковские операционные залы, верхние этажи универмагов, рестораны, парикмахерские Продовольственные магазины Бухгалтерии со счетными машинами, машинописные бюро

Первый зтаж универмагов

В-8 8-10 В-12 10-16 10-20

12-М 15-26 20-.30

25-35

30-50 35-46

40-50

Таблица 3. Верхний предел допустимой громкости шума систем кондицнонироваиия воздуха и вентиляции по Бераневу

Назначение

Фоны

Радио н киностудии, концертные залы

Палаты больниц и номера гостиниц

Театры, кино, аудитории, кухни

Конторы, коиферени-залы

Рестораны и магазины

Т и .5.1 И ЦП 4 М и •иАраиии (по Тиихаулу)

)ьнаш CKHHicMiKfi, uif>.4RiiNO«»Mx мА1ср«Ало> для .1!1шм1«1 ш шуча

i-lavrorii ktlicoirwufl ъ мин

ЭООО

1 ?оп0

IO00 i ! "КМ

Сминаемгггть под нагрузкой, нм

1 1

8 1 15 ; 3J

1 1

дост11гд«:оя с помошкю 1:лвдуюших ыа¥ериал4>в

11.1 к т и ВЫГ IT <

«оторы

rviiiiiokijc II ctajlithuf аич1>зичпы



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124