Главная
Статьи
Расчет зданий
Самодельные станки
Свойства бетона
Монтаж специальных сооружений
Строительная физика
Строительное проектирование
Штукатурные работы
Строительные конструкции
Строительные материалы из отходов
Дом и дача
От посетителей
|
Перейти на главную Журналы 2. Основной paiwp А - IVH см. ytkioctiiibiu paiwp В = 216 см. Уы.шчс-иие vcHoeunco pUiMepa А на 67 диет рашер С =175 см уменьшение размера В на 1.} сч дает pajMep D = 8Sc» I. Чеммичсскан фи.чри тника сштемы nponopuuii Математические и округленные значения числовых рядов системы «Модулор» Корбюзье в метрической системе
Для перевода в дюймы и футы: 1 дюйм=2,539 см; 1 фут = 30,48 см. 4. Фпюческое выражение чиелты\ значении Основываясь на том, чго cipocHne человеческою тела подчинено отношениям золотого сечения (см. с. 19). архитектор Ле Корбюзье (Франция) предложил систему пропорций для применения в архитектуре. За основу им приняты три величины, характерные для человеческого тела: расстояние от подошвы стопы до пупка, от пупка до верха головы и от головы до кончиков пальцев вытянутой кверху руки; зги величины образуют числовой ряд Фибоначчи, подчиненный отношсния.м золотого сечения. Первоначально Ле Корбюзье исходил из среднего роста европейца, равного, как известно, 1.75 м (см. с. 20, 21): деля эту Bej№4HHy пропорционально отношениям золотого сечения, он получил числовой ряд 108,2 66,8-41,45-25,4 см. Поскольку последний размер почти точно равен 10 дюймам, в системе Ле Корбюзье обнаруживается точка совпадения метрической и фу-го-дюймовой системы мер; однако в остальньтх, более круштых членах числового ряда таких совпадений больше не встречается. Из этих соображений Ле Корбюзье в 1947 г. принял за оаю-ву своего ряда рост человека в 6 ан1л. футов = 1828.8 мм и составил так называемый «красный» числовой ряд, подчиненный отношениям золотого сечения и идущий как в восходящем, так и в нисходящем направлениях (см. табл.). Поскольку модульные величты этого ряда слишком велики для практического применения, им предложен еше так называемый «синий» числовой ряд, в основу которою положена величина 2,26 м (расстояние от подошвы ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх руки); значения модульных величин «синего» ряда paetibi удвоенным величинам «красного» (см. табл.). Полученные путем математических вычислений дробные числа округлены до целых сантиметров; отклонения ог так называемых расчетных величии допускаются в пределах + 7 мм. При переводе этих величин в дюймы получается новый, независимый от первого числовой ряд. Однако округление до целых сантиметров или дюймов привело к тому, что модульные значения «красною» и «синего» рядов не всегда удается согласовать между собой; ведь нельзя же согласиться, что 2 х 6= 13. 2 х 16 = 33, 2 х 27 = 53 или 13-t--I- 8 = 20 Практические задачи стандартизации требуют точного согласования модульных размеров строительных элементов для обеспсчишя серийного и поточного заводского их изготовления. Хотя в основу своей системы Ле Корбюзье положил рост человека 6 футов вместо нормального роста 1,75 м, основные числовые значения его ряда достаточно близки к величинам числового ряда, полученного на основе модуля, равною /в м (125 мм): например, общая высота человека с поднятой рукой 2260 мм (по ряду Ле Корбюзье) весьма близка к модульному размеру 2250 мм (по ряду с модулем \/g м). Если бы Ле Корбюзье более тщательно отнесся к разработке своей теории пропорций на основе золотого сечения, то он неизбежно пришел бы к числовому ряду, являющемуся синтезом десятичной и восьмеричной модульных систем, с числовым рядом на основе модуля, равного /в м (125 мм), члены которого связаны между собой отношениями золотого сечения. 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧАСТИ ЗДАНИЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Различные виды креплений, узлов, плетений и вязки, а также тканей, применявшиеся на заре культурного развития человечества, явились прообразами архитектурных форм. Позднее получило развитие деревянное зодчество, которое почти повсеместно служило основой для создания архитектурных форм, в том числе форм греческих храмов (рис. I и 2). Такая гипотеза относительно нова, но число примеров, доказывающих ее справедливость, все время увеличивается. Архитектор Уде посвятил этим вопросам серьезную работу; в ней с большой убедительностью и прежде всего на примере Альга.мбры в Гренаде доказано происхождение мавританской архттгектуры от деревянного зодчества. В то же время гипсовый или майоликовый декор внутренних поверхностей мавританских зданий (так же как пояски, бусы и шнуры в греческой архитектуре) является подражанием ткаческому искусству. В углах некоторых помещений Альказара в Севилье отчетливо видны «узлы», вырезанные из гипса и в точности воспроизводящие крепление полотнищ в углах шатров. Здесь имеет место прямой перенос форм, свойственных технике возведения шатров. Архитектурные формы, созданные в разных странах в разное время на основе применения тех или иных материалов при одинаковых условиях, весьма сходны. Существование таких форм доказано Ф. Верзином на многочисленных примерах. В них приведены предметы домашнего обихода народов Восточной Азии и Европы, относящиеся как к третьему тысячелетию до н.э.. так и к настоящему време1Ш. но совершенно тождественные по форме. В случае применения дру их материалов и другой техники, так же как и при другом назначении конструкций, неизбежно меняется форма сооружений; время от времени возникают чисто декоративные формы, скрывающие от глаз основную форму, возникшую под действием местных условий, или имитирующие какие-либо конструктивные элементы (например, стиль барокко). Решающим для формироватшя облика сооружений является в конечном счете «дух времени». В настоящее время в древних сооружениях нас в основном интересуют вопросы происхождения художественных форм и в меньшей мере сами формы. Каждая эпоха вырабатывает в конце концов присущие ей законченные архитектурные формы, которые в дальнейшем получают лишь более совершенную разработку. Сегодня мы добиваемся выразительности, используя бетон, металл и стекло. Для архитектуры промышленных и крупных общественных зданий сейчас характерны новые формы, вызванные к жизни стремлением получить большую площадь окон; через стекла ясно видны несущие конструкции сооружений (рис. 6). Четкое выявление элементов сооружения в соответствии с их техническим назначением придает новый облик как отдельным частям здания, так и сооружению в целом. На этом пути открываются новые возможности для творческих исканий архитекторов. Однако было бы ошибочным считать, что в наше время требуется лишь четкое выявление конструкций, на основании которых когда-то в будущем будут выработаны законченные архитектурные решения (рис. 2). В задачу архитекторов в первую очередь входит испо.и.зоваиие технических достижений нашего времени для создания отвечающих современному представлению совершенных в художественном отношении сооружений (см. с. 34). Для этого архитектор должен обладать чувством такта, сдержанностью, учитывать природное окружение, стремиться к созданию органического единства обьемно-пространствениого и конструктивного решения, к соответствию внешнего облика функциональному назначению здания с учетом технической, экономической и технологической целесообразности сооружения. Даже самые творчески одареплые мастера, способные сказать новое слово в архитектуре, должны считаться с этими условиями и учитывать «дух времстн!». Чем талантливее архитектор, чем шире его кругозор и содержательнее работа, тем значительнее его произведение, которое, как всякое настоящее явление искусства, сохраняет свою ценность независимо от времени. врезка высота подстропильной стойки 1,0 диагональный настил (для жест кости) 6/24- Зпокрытие парапета из камня 6/16 I. Деречнннлцг канструкции оашва ф1>рм греческих храним 2. Ка-иенные формы. со1Атные грека-.Ш1 itn основе деревянных конструкции 5. Укино.мичиые деревянные каркасные конструкции на гжчдях выг.гяйят .лучше г оошивкой или штукатуркой 6. Же.4е-Н1бетонное каркасное iflauue с подоконным поясом, нрикрывошщи.» наружные колонны на половину mo.i тины кобылка железобетонная подоконная панель 3. Широко распространенная сивреаен-нач деревянная конструкция. ана.1о-гичная изоорвженной на pic 1 4. Стены ш естественного каиня mpeftynm обрам.9е1шя проемов тесаным кОАсне-м ((V. (. 391 7- Же 1ечо(>етпнщ)е здание с целесо- оброЗНЫМ ii эк»>го.чнчын крцсшьиым /JCliifiiWAi тжрытия со сптшныи ленточным ocmeKVHUev К. 1дание с жаезобетоннын безОа-iifmhmw покрытие и и легки» uemaiu чески.» фахверком наружных стен, заполнении-! мтек leuucu АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ КАК СЛЕДСТВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ Первоначально конструкция полностью определяла архитектуру сооружения. На этой основе выработались традиционные архитектурные формы, которые затем воспроизводились в новых конструкциях. Имеется множество примеров, подтвер- СВОДЫ блоки из снега зимний дом "иглу лед в качестве окна кладовая mm „ вход жлаюших это положение: от ликнйских каменных гробниц, в которых даже ие специалист увидит формы, перенесенные из деревянного зодчества, до автомобиля конца XIX в., который всем своим видом (вплоть до кронштейна-подставки для кнута) напоминал конный экипаж. > тромпы 1. Псршюытиыс ниршЗы строили teou круглые шалаши ui уместных мюпе-риалов К1ШНН. деревянных ко.:ьеа. псрепмтенных Шохины, тжрывая нх листьями или соломой, калшшом. ко-жеЬ и т.п. 5. Ь Европе уже 14(Ю wm тому на-зчО виюмтйские архитекторы перекрыш к\71олол1 юшдратную ш плане Аия-Софию. выявт во внешнем салаке гдания конструктивное решение: в интерьере конструкция скрыта с чощыо приемов оптического обмагш (иринцип Лемапергшлизоции} ДЕРЕВЯННЫЕ ПСХГГРОЙКИ 2. Но такой же системе стричт лкимосы свае летнее жилище, нойгб-ное ви.вамам их предков, с oiniceoM us ребер Kiwta. обтянутый шкурами, с окнами, яатчнутыии кишкат! тю-.*ен.ч. Аналогично tmiMv строят они свое зиинее жиши4е иглу арки камышовые маты 3. Римл.чие первыми сншли ватодить каменньи к\по.ш: наиболее законченное peutcHue - круглый в пшне к\-пол Пантеона анкеры 6. Наряду с Kjiio.bj.mu во многих странах получи ш распространение цилиндрические са€>ды с троппниковыми арка.»и ii уложенными по ни.м камы-шпныии матами (конструкци.ч. принятая в Мессопоташш) 7. Каменные цп шндрические своды применяюсь в римской и nojdiiee в романской архитектуре (собор в ШнОенике. Югославия) А. Первые кучю.ш вошчУишсь в пю\\ Сасанидов в Персии (VI в.) на квад-рапиюм плане. Переход от квадрата к кругу осуществля кя с поиои1ью mpt/мпов 8. Ни основе кресрпивых свМов и использования стре.1ьчатых арок в том готической архитектуры были созданы смелые решения 1еездчатых и сетчатых сводов, для которых ха-ракпкрио применение контрфорюв и аркйутанов для погашения распора земля с одерновкои береста бревенчатый настил 9. Во всех богатых teca.uu районах рубленные из дерева ntKmpoCiKu получи-№ большое распространение. Они имеют повсюду сходный вид. который оп1еде.1.чется их конструкцией и ма-териа.т.%т каменный цоколь IU. в местноапнх. бедных .чесом, при-.мсн.чют каркасную конспцпкцию. Жесткость обеспечивают распорки под окнами 11. Иначе peuiaiAb ромная коштрук ци.ч с отдельными окнами н подкосами жесткости в углах вдиния. лапол-нение KopKiua выпо.шялось ивовым плетением с оашзкпй глиной 12. Применение шитое twobtKoeo изготовления сокращает сроки и сии-жшт стт.мость ctnpimmetbcmea. В Швеции применяют двух*тажные щиты (см. с. IS6) КАМЕННЫЕ ДОМА 13. Стены, сложенные из булы.жника •Hucvxo>: могут быть только небольшой высоты. notmfiMy первые каченные до\ш имели вид крыш на низком цоате с низким входом 14. Грубо отесанный бутовый кшинь допускает возведение более,высоких стен, а при кладке на растворе - да.же высоких торцовых стен с арочны.ми проемами 15. В дальнейшем обрамления яргНМОв и углы зданий вык.1одывают из tneca-носо каинл. а {кта.гьную часть стен выполняют кладкой из рваного камня со штукатуркой 16. Стрем tcHue утеличити плпяцадь окон л городских домах привело к замене стен каменными столбами, наподобие каркасных построек из дерева (см. рис. W) 0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 |