www.chms.ru - вывоз мусора в Люберцах


Почему витражи поражают или древнее искусство в интерьере


Панно в интерьере - модно, роскошно и практично


Наливные полы с 3D-эффектом - современное чудо дизайна


Что такое морской стиль и как его применить для оформления дома?


Почему эклектика в интерьере так популярна?

Перейти на главную  Журналы 

0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124



2. Основной paiwp А - IVH см. ytkioctiiibiu paiwp В = 216 см. Уы.шчс-иие vcHoeunco pUiMepa А на 67 диет рашер С =175 см уменьшение размера В на 1.} сч дает pajMep D = 8Sc»


I. Чеммичсскан фи.чри тника сштемы nponopuuii

Математические и округленные значения числовых рядов системы «Модулор» Корбюзье в метрической системе

красный ряд

Синий ряд

(округлено)

1 "

1 (округлено)

95 280.7

952.80

58 886.7

588,86

117 773.5

1177,73

36 394,0

363,94

72 788,0

727,88

22 492,7

224,92

44 985,5

449.R5

13 901,3

139.01

27 802.5

278,02

8.591,4

85.91

17 182,9

171,83

5309,8

53,10

10 619,0

106,19

.3asi,6

32.81

6563,3

65.63

2028,2

20.28

4056,3

•10.56

1253.5

12.53

250Г..9

25.07

774,7

7,74

1549,4

15.49

478.8

4,79

957,6

9,57

295.9

2.96

591,8

5,92

182.9

1.83

365,8

3,66

ПЗ.О

1,13

226.0

2,26

69.8

0,70

139.7

1,40

43,2

0.43

86.3

0,в6

26.7

0.26

53,4

0,53

16.5

0,16

33,0

0.33

10,2

0,10

20,4

0,20

0,06

12,6

0.12

0.04

0.08

0,02

0.04

0.01

0,03

0.01

и т. д

и т. Д-

Для перевода в дюймы и футы: 1 дюйм=2,539 см; 1 фут = 30,48 см.

4. Фпюческое выражение чиелты\ значении


Основываясь на том, чго cipocHne человеческою тела подчинено отношениям золотого сечения (см. с. 19). архитектор Ле Корбюзье (Франция) предложил систему пропорций для применения в архитектуре. За основу им приняты три величины, характерные для человеческого тела: расстояние от подошвы стопы до пупка, от пупка до верха головы и от головы до кончиков пальцев вытянутой кверху руки; зги величины образуют числовой ряд Фибоначчи, подчиненный отношсния.м золотого сечения.

Первоначально Ле Корбюзье исходил из среднего роста европейца, равного, как известно, 1.75 м (см. с. 20, 21): деля эту Bej№4HHy пропорционально отношениям золотого сечения, он получил числовой ряд 108,2 66,8-41,45-25,4 см. Поскольку последний размер почти точно равен 10 дюймам, в системе Ле Корбюзье обнаруживается точка совпадения метрической и фу-го-дюймовой системы мер; однако в остальньтх, более круштых членах числового ряда таких совпадений больше не встречается.

Из этих соображений Ле Корбюзье в 1947 г. принял за оаю-ву своего ряда рост человека в 6 ан1л. футов = 1828.8 мм и составил так называемый «красный» числовой ряд, подчиненный отношениям золотого сечения и идущий как в восходящем, так и в нисходящем направлениях (см. табл.). Поскольку модульные величты этого ряда слишком велики для практического применения, им предложен еше так называемый «синий» числовой ряд, в основу которою положена величина 2,26 м (расстояние от подошвы ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх руки); значения модульных величин «синего» ряда paetibi удвоенным величинам «красного» (см. табл.).

Полученные путем математических вычислений дробные числа округлены до целых сантиметров; отклонения ог так называемых расчетных величии допускаются в пределах + 7 мм. При переводе этих величин в дюймы получается новый, независимый от первого числовой ряд.

Однако округление до целых сантиметров или дюймов привело к тому, что модульные значения «красною» и «синего» рядов не всегда удается согласовать между собой; ведь нельзя же согласиться, что 2 х 6= 13. 2 х 16 = 33, 2 х 27 = 53 или 13-t--I- 8 = 20

Практические задачи стандартизации требуют точного согласования модульных размеров строительных элементов для обеспсчишя серийного и поточного заводского их изготовления.

Хотя в основу своей системы Ле Корбюзье положил рост человека 6 футов вместо нормального роста 1,75 м, основные числовые значения его ряда достаточно близки к величинам числового ряда, полученного на основе модуля, равною /в м (125 мм): например, общая высота человека с поднятой рукой 2260 мм (по ряду Ле Корбюзье) весьма близка к модульному размеру 2250 мм (по ряду с модулем \/g м).

Если бы Ле Корбюзье более тщательно отнесся к разработке своей теории пропорций на основе золотого сечения, то он неизбежно пришел бы к числовому ряду, являющемуся синтезом десятичной и восьмеричной модульных систем, с числовым рядом на основе модуля, равного /в м (125 мм), члены которого связаны между собой отношениями золотого сечения.



3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ЧАСТИ ЗДАНИЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Различные виды креплений, узлов, плетений и вязки, а также тканей, применявшиеся на заре культурного развития человечества, явились прообразами архитектурных форм.

Позднее получило развитие деревянное зодчество, которое почти повсеместно служило основой для создания архитектурных форм, в том числе форм греческих храмов (рис. I и 2).

Такая гипотеза относительно нова, но число примеров, доказывающих ее справедливость, все время увеличивается.

Архитектор Уде посвятил этим вопросам серьезную работу; в ней с большой убедительностью и прежде всего на примере Альга.мбры в Гренаде доказано происхождение мавританской архттгектуры от деревянного зодчества. В то же время гипсовый или майоликовый декор внутренних поверхностей мавританских зданий (так же как пояски, бусы и шнуры в греческой архитектуре) является подражанием ткаческому искусству. В углах некоторых помещений Альказара в Севилье отчетливо видны «узлы», вырезанные из гипса и в точности воспроизводящие крепление полотнищ в углах шатров. Здесь имеет место прямой перенос форм, свойственных технике возведения шатров.

Архитектурные формы, созданные в разных странах в разное время на основе применения тех или иных материалов при одинаковых условиях, весьма сходны. Существование таких форм доказано Ф. Верзином на многочисленных примерах. В них приведены предметы домашнего обихода народов Восточной Азии и Европы, относящиеся как к третьему тысячелетию до н.э.. так и к настоящему време1Ш. но совершенно тождественные по форме.

В случае применения дру их материалов и другой техники, так же как и при другом назначении конструкций, неизбежно меняется форма сооружений; время от времени возникают чисто декоративные формы, скрывающие от глаз основную форму, возникшую под действием местных условий, или имитирующие какие-либо конструктивные элементы (например, стиль

барокко). Решающим для формироватшя облика сооружений является в конечном счете «дух времени».

В настоящее время в древних сооружениях нас в основном интересуют вопросы происхождения художественных форм и в меньшей мере сами формы. Каждая эпоха вырабатывает в конце концов присущие ей законченные архитектурные формы, которые в дальнейшем получают лишь более совершенную разработку. Сегодня мы добиваемся выразительности, используя бетон, металл и стекло. Для архитектуры промышленных и крупных общественных зданий сейчас характерны новые формы, вызванные к жизни стремлением получить большую площадь окон; через стекла ясно видны несущие конструкции сооружений (рис. 6).

Четкое выявление элементов сооружения в соответствии с их техническим назначением придает новый облик как отдельным частям здания, так и сооружению в целом. На этом пути открываются новые возможности для творческих исканий архитекторов.

Однако было бы ошибочным считать, что в наше время требуется лишь четкое выявление конструкций, на основании которых когда-то в будущем будут выработаны законченные архитектурные решения (рис. 2). В задачу архитекторов в первую очередь входит испо.и.зоваиие технических достижений нашего времени для создания отвечающих современному представлению совершенных в художественном отношении сооружений (см. с. 34). Для этого архитектор должен обладать чувством такта, сдержанностью, учитывать природное окружение, стремиться к созданию органического единства обьемно-пространствениого и конструктивного решения, к соответствию внешнего облика функциональному назначению здания с учетом технической, экономической и технологической целесообразности сооружения.

Даже самые творчески одареплые мастера, способные сказать новое слово в архитектуре, должны считаться с этими условиями и учитывать «дух времстн!».

Чем талантливее архитектор, чем шире его кругозор и содержательнее работа, тем значительнее его произведение, которое, как всякое настоящее явление искусства, сохраняет свою ценность независимо от времени.


врезка


высота подстропильной стойки 1,0 диагональный настил (для жест кости)

6/24-

Зпокрытие парапета из камня

6/16


I. Деречнннлцг канструкции оашва ф1>рм греческих храним

2. Ка-иенные формы. со1Атные грека-.Ш1 itn основе деревянных конструкции

5. Укино.мичиые деревянные каркасные конструкции на гжчдях выг.гяйят .лучше г оошивкой или штукатуркой

6. Же.4е-Н1бетонное каркасное iflauue с подоконным поясом, нрикрывошщи.» наружные колонны на половину mo.i тины


кобылка



железобетонная подоконная панель


3. Широко распространенная сивреаен-нач деревянная конструкция. ана.1о-гичная изоорвженной на pic 1

4. Стены ш естественного каиня mpeftynm обрам.9е1шя проемов тесаным кОАсне-м ((V. (. 391

7- Же 1ечо(>етпнщ)е здание с целесо-

оброЗНЫМ ii эк»>го.чнчын крцсшьиым

/JCliifiiWAi тжрытия со сптшныи ленточным ocmeKVHUev

К. 1дание с жаезобетоннын безОа-iifmhmw покрытие и и легки» uemaiu чески.» фахверком наружных стен, заполнении-! мтек leuucu



АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ КАК СЛЕДСТВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ

Первоначально конструкция полностью определяла архитектуру сооружения. На этой основе выработались традиционные архитектурные формы, которые затем воспроизводились в новых конструкциях. Имеется множество примеров, подтвер-

СВОДЫ


блоки из снега

зимний дом "иглу

лед в качестве окна кладовая

mm „


вход

жлаюших это положение: от ликнйских каменных гробниц, в которых даже ие специалист увидит формы, перенесенные из деревянного зодчества, до автомобиля конца XIX в., который всем своим видом (вплоть до кронштейна-подставки для кнута) напоминал конный экипаж.

> тромпы



1. Псршюытиыс ниршЗы строили teou круглые шалаши ui уместных мюпе-риалов К1ШНН. деревянных ко.:ьеа. псрепмтенных Шохины, тжрывая нх листьями или соломой, калшшом. ко-жеЬ и т.п.


5. Ь Европе уже 14(Ю wm тому на-зчО виюмтйские архитекторы перекрыш к\71олол1 юшдратную ш плане Аия-Софию. выявт во внешнем салаке гдания конструктивное решение: в интерьере конструкция скрыта с чощыо приемов оптического обмагш (иринцип Лемапергшлизоции}

ДЕРЕВЯННЫЕ ПСХГГРОЙКИ

2. Но такой же системе стричт лкимосы свае летнее жилище, нойгб-ное ви.вамам их предков, с oiniceoM us ребер Kiwta. обтянутый шкурами, с окнами, яатчнутыии кишкат! тю-.*ен.ч. Аналогично tmiMv строят они свое зиинее жиши4е иглу

арки камышовые маты


3. Римл.чие первыми сншли ватодить каменньи к\по.ш: наиболее законченное peutcHue - круглый в пшне к\-пол Пантеона

анкеры


6. Наряду с Kjiio.bj.mu во многих странах получи ш распространение цилиндрические са€>ды с троппниковыми арка.»и ii уложенными по ни.м камы-шпныии матами (конструкци.ч. принятая в Мессопоташш)

7. Каменные цп шндрические своды применяюсь в римской и nojdiiee в романской архитектуре (собор в ШнОенике. Югославия)

А. Первые кучю.ш вошчУишсь в пю\\ Сасанидов в Персии (VI в.) на квад-рапиюм плане. Переход от квадрата к кругу осуществля кя с поиои1ью mpt/мпов


8. Ни основе кресрпивых свМов и использования стре.1ьчатых арок в том готической архитектуры были созданы смелые решения 1еездчатых и сетчатых сводов, для которых ха-ракпкрио применение контрфорюв и аркйутанов для погашения распора

земля с одерновкои береста

бревенчатый настил


9. Во всех богатых teca.uu районах рубленные из дерева ntKmpoCiKu получи-№ большое распространение. Они имеют повсюду сходный вид. который оп1еде.1.чется их конструкцией и ма-териа.т.%т



каменный цоколь

IU. в местноапнх. бедных .чесом, при-.мсн.чют каркасную конспцпкцию. Жесткость обеспечивают распорки под окнами

11. Иначе peuiaiAb ромная коштрук ци.ч с отдельными окнами н подкосами жесткости в углах вдиния. лапол-нение KopKiua выпо.шялось ивовым плетением с оашзкпй глиной

12. Применение шитое twobtKoeo изготовления сокращает сроки и сии-жшт стт.мость ctnpimmetbcmea. В Швеции применяют двух*тажные щиты (см. с. IS6)

КАМЕННЫЕ ДОМА


13. Стены, сложенные из булы.жника •Hucvxo>: могут быть только небольшой высоты. notmfiMy первые каченные до\ш имели вид крыш на низком цоате с низким входом

14. Грубо отесанный бутовый кшинь допускает возведение более,высоких стен, а при кладке на растворе - да.же высоких торцовых стен с арочны.ми проемами

15. В дальнейшем обрамления яргНМОв и углы зданий вык.1одывают из tneca-носо каинл. а {кта.гьную часть стен выполняют кладкой из рваного камня со штукатуркой

16. Стрем tcHue утеличити плпяцадь окон л городских домах привело к замене стен каменными столбами, наподобие каркасных построек из дерева (см. рис. W)



0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124